п.Высокий

Объявление

Введите здесь ваше объявление.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » п.Высокий » РОССИЯ » СААМСКИЙ ФОЛЬКЛОР


СААМСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

КАК СТАРИК СААМИ ВРАГОВ ПЕРЕХИТРИЛ

  Жили древние саами близ берега моря. На берегу реки Вороньей было саамское село. Узнали саами в селе, что скоро придут к ним немирные шведы. В селе саами был один старик по прозвищу <<Старшая голова>>. Вот этот старик и говорит:
  - Теперь нам нужно всем бежать в другое место, а то шведы-захватчики узнают, что мы здесь живём, придут и причинят много горя. Нам нужно собрать сто кереж (повозок) и сто быков. Я же останусь здесь, в селе, ждать непрошенных гостей и, когда они придут, сделаю так, что один их
всех перехитрю.
  Собрали саами сто кереж и сто быков, оставили всё старику, а сами переехали подальше, в другое село. Старик же остался один в этом селе и стал немирных шведов ждать.
  Прошло некоторое время, и увидел старик множнство оленей. Это шла шведская сила. Вот пришли захватчики и спрашивают старика:
  - Почему один живёшь?
А он и отвечает:
  - Подождите, я пойду сейчас за своим народом.
Их главный начальник говорит:
  - Отведи нас на то место, где новое село.
Старик отвечает:
  - Я отведу вас, только ложитесь все в кережи. У меня есть сто кереж, а много ли у тебя людей?
А строгий начальник и говорит:
  - У меня есть сто человек.
  Старик пригнал оленей и запряг в каждую кережу по одному быку. Затем всем воинам велел лечь в кережки и стал привязывать их покрепче верёвками.
Шведский предводитель спрашивает:
  - Почему ты всю мою силу привязываешь в кережки?
А старик и говорит:
  - Привязываю для того, чтобы не увидели саами заранее, кого я везу, а то народ увидит сидящихв кережках людей, испугается и разбежится. А то и убить вас всех могут. Пусть думают, что я груз везу.
Начальник говорит:
  - Ну ладно, привязывай да веди.
  Поехали. Едут. День прошёл, настал вечер, старик и говорит:
  - Ну, теперь скоро подъедем, в селе будем ночью, чтобы не увидели, как мы войдём.
  Вот едут привязанные одним ремнём друг за другом сто кережек. А начальника старик привязал к передней кережке.Едут они, едут по горе прямо к морю, мимо реки Вороньей.Остановились, слышат - море шумит, а начальник вражеский и спрашивает:
  - Что за шум?
Старик отвечает:
  - Это соль и вода в море воюют!
  Начальник не понял, что значат слова старика. А старик заспешил и быстрее погнал караван оленьих упряжек вперёд.Ехал-ехал, прямо к обрыву высокой горы подъехал, остановился, нож из-за пояса быстро вынул, свою кережку с быком от общего ремня одним махом отрезал, а быка с кережкой начальника сильно стегнул. Бык прыгнул с обрыва и уволок за собою весь караван. Не успели враги опомниться, как очутились в студёном море, да и превратились там в подводные скалы. Астарик с быком и кережкой вернулся к своим односельчанам. Саами села Вороньего и поныне называют то место <<Сотней скал>>.

0

2

     О РЕКЕ УЛИТЕ.

  На безымянной речке, впадавшей в Тулому, жил некогда со своею семьёю в старой веже (жилище кольских саамов) саам рыбак.
  Жили они хорошо, пока не вздумалось рыбаку поставить новую, просторную вежу на красивом высоком берегу речки.
  Когда вежа была поставлена, жена рыбака стала щепу и стружки сбрасывать в воду. Увидел это рыбак и говорит:
  - Не бросай стружки в воду!
  А сам уехал в лес за дровами.
  Жена не послушала мужа, сбросила весь мусор в воду и очистила холм.
  Стружки уплыли вниз.
  В те времена бродила по реке Туломе шайка грабителей-шведов. Было их сто человек. Заметили они свежие стружки, плывшие по воде, пошли вверх по течению, увидели дым из новой большой вежи и пришли на высокий берег. Поселились в веже.
  Старший из шайки стал жить с женой рыбака, а к дочери сватались остальные.
  Когда возвратился из леса хозяин, грабители схватили его и привязали к дереву на ночь - грозили убить его, если не расскажет он, где живут саамы.
  Не хотелось умирать сааму. Увидел он дочь, которая шла за водой, и попросил её развязать верёвки. Дочь ответила отцу, что лучьше жить ей с матерью и с пришельцами, чем с отцом.
  А когда выбежал на улицу маленький сын, отец обратился к нему за помощью, и тот согласился. Вечером мальчик остался играть на улице и, когда все уснули, подошёл к отцу, развязал верёвки и освободил его.
  Очутившись на свободе, хозяин взял воткнутый в землю меч, которым шведы-грабители хотели отрубить ему голову, вошёл в вежу и расправился с ними.
  Жену и дочь освободил саам.
  С тех пор этот приток Туломы и называют Улитой, по имени жены саама.

0

3

РЕХП И ЛОКРИ

  Это было тогда, когда шведы разоряли саамскую землю.Подходили шведы к Потозеру. В тех местах было маленькое селение.
  В этом селении жили две неразлучные подруги, одну звали Рехп (куропатка), другую - Локри (Лукерья).
  Одновременно увидели они во сне, что ищут шведы, проснулись и сказали про это мужчинам.
  Народ, предупреждённый подругами, ушёл из селения, а Рехп и Локри остались.
  Пришли шведы в окровавленной одежде; по пути они грабили и убивали всех, кто попадался им.
  Заставили шведы женщин стирать их одежду и бельё, а сами остались голыми сидеть в веже.
  Женщины стали кипятить бельё в котле, прокипятили и унесли узлы на озеро. Там спустили бельё под лёд, а сами ушли в горы.
  Так подруги наказали грабителей-шведов.
  Стояли морозы. Шведыне могли выйти из вежи голыми. У них вышла вся еда, они не могли потдерживать огонь, и все замёрзли.
  Та варака (холм),  на которой спасались Рехп и Локри, называется с тех пор Локри-Пайта'варь (Лукерьина пахта), а место, где было селение, - Рехп-Чальм (Куропаткин пролив).

0

4

РЕХП И ЛОКРИ

  Это было тогда, когда шведы разоряли саамскую землю.Подходили шведы к Потозеру. В тех местах было маленькое селение.
  В этом селении жили две неразлучные подруги, одну звали Рехп (куропатка), другую - Локри (Лукерья).
  Одновременно увидели они во сне, что ищут шведы, проснулись и сказали про это мужчинам.
  Народ, предупреждённый подругами, ушёл из селения, а Рехп и Локри остались.
  Пришли шведы в окровавленной одежде; по пути они грабили и убивали всех, кто попадался им.
  Заставили шведы женщин стирать их одежду и бельё, а сами остались голыми сидеть в веже.
  Женщины стали кипятить бельё в котле, прокипятили и унесли узлы на озеро. Там спустили бельё под лёд, а сами ушли в горы.
  Так подруги наказали грабителей-шведов.
  Стояли морозы. Шведыне могли выйти из вежи голыми. У них вышла вся еда, они не могли потдерживать огонь, и все замёрзли.
  Та варака (холм),  на которой спасались Рехп и Локри, называется с тех пор Локри-Пайта'варь (Лукерьина пахта), а место, где было селение, - Рехп-Чальм (Куропаткин пролив).

0


Вы здесь » п.Высокий » РОССИЯ » СААМСКИЙ ФОЛЬКЛОР